Характер взаимоотношений в семье — это основа ее эмоционального климата и условие для развития ребенка.
Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести к распаду семьи, — ссоры, конфликты, непонимание между супругами. Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества которых только начинают закладываться.
Если родители вовремя обращаются за помощью к специалисту (педагогу, психологу, психотерапевту), появляется возможность нормализовать обстановку в семье.
Есть ситуации, когда супруги не видят необходимости в обращении к психологу: явных открытых конфликтов и враждебности нет, но есть разногласия, которые практически всегда присутствуют в каждой семье, и как результат — напряженность в отношениях, недовольство, претензии друг к другу. У ребенка в подобной семье появляются такие негативные качества, как тревожность, агрессивность, неорганизованность, стремление к лидерству и отгороженность, что может привести его к внутриличностным конфликтам.
Психологический климат семьи выражается в том, какое в ней преобладает отношение и настроение: восторженное, радостное, светлое, спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное или подавленное.
При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм.
Главное в семье — чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только хозяином дома или партнером.
Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи.
Для того, чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями.
- Держать улыбку (потому что именно лицо — визитная карточка).
- Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).
- Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).
- Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).
- Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта — это не вступать в него).
- Ободрять других (оптимистам жить легче).
- Памятка «Искусство быть родителем»
- Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.
- Ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный ЧЕЛОВЕК. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для реализации.
- Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
- Во многих капризах и шалостях малыша повинны вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, каков он есть.
Для того, чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями.
- Держать улыбку (потому что именно лицо — визитная карточка).
- Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).
- Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).
- Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).
- Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта — это не вступать в него).
- Ободрять других (оптимистам жить легче).
Законы о правах и достоинствах ребенка
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жесткое обращение» и определяет меры защиты и признание права каждого ребенка.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.
Семейный кодекс РФ гарантирует права ребенка и применяет меру «лишение родительских прав» при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка.
Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.
3акон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».
Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребенка предметом подражания. Если обратить внимание на слова и действия ребенка, легко понять особенности взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени агрессивность ребенка проявляется в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым детям, к животным и т. д.
Нелюбовь, неприязнь к ребенку родителей вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и соответственно агрессивные проявления.
Интересно отметить расхождение в ответах детей и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчет, какие методы были бы наиболее действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и привычные – физические наказания и ругань.
Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребенок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребенка.
Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости.
Добрые слова, обращенные к своим родителям, желание детей получать ответное внимание и ласку; должны стать нормой в детско-родительских отношениях!
педагог-психолог МАОУДОД ЦДТ Е.П.Безматерных