«В ребячьей душе всё хрустально- тонко, разрушим- вовеки не соберем…» Э.Асадов
Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное, в том числе и речевое) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям, и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.
Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.
Кричи на них, бей! А чего стесняться?!
ведь мы ж многократно сильней детей!
но если по совести разобраться,
то порка-бессилье больших людей!
Психологическое (эмоциональное) насилие – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным, умственным возможностям возможностям.
Психологическое насилие чаще всего совмещается с физическим, ведь знаем, что не ответят.
И можно ль распущено озлобляться,
калеча и душу, и детский взгляд,
чтоб после же искренно удивляться
вдруг вспышкам жестокости у ребят.
Сегодня мы акцентируем наше внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств. Оно представляет угрозу психическому и психологическому здоровью детей.
Признаки речевого и психического насилия над ребенком:
- постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- беспокойство, тревожность, нарушение сна;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- неумение общаться;
- нервный тик, энурез;
- вредные привычки;
- задержки умственного развития, плохая успеваемость;
- различные соматические заболевания;
- проблемы с едой;
- излишняя уступчивость или осторожность;
- низкая самооценка;
- антиобщественное поведение вплоть до вандализма.
Хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, а иногда проявляется только в частной жизни, последствия его могут быть катастрофическими. Известны случаи суицидов из-за оскорблений, присвоения унизительных прозвищ, угроз физического насилия и т. д. Душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами. Особая опасность речевого насилия состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство жестокости. Косвенное подтверждение этому – увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.
Когда-то подавлены вашей силою,
не знаю, как жить они после будут,
но только запомните, люди милые-
они той жестокости не забудут
Кроме того, пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, и в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Более 30% участников исследований сообщают о том, что они иногда или часто подвергались речевому насилию (оскорбления, брань, угрозы физического насилия, язвительные замечания о поведении) со стороны родителей. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.
У людей могут наблюдаться трудности функционирования в супружеской и родительской ролях: выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают сложности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать их физически и нравственно здоровыми.
От чего все это происходит, когда начинается?
– В какой временной промежуток начинается речевое насилие?
0-5 лет- становление личности ребенка.
6 и далее- развитие нравственных качеств.
Мы слово превращаем в оружие против своих детей.
«Бездарь»- явное насилие, оскорбление чувства собственного достоинства.
«Ты- вор», ярлык повесили, лучше- «Ты взял чужое».
«Сытых стало много, а счастливых не прибавилось».
Постулаты семейного воспитания:
душевная теплота- четкие правила взаимное уважение- чувство собственного достоинства (самооценка, самоутверждение, знает себе цену, не позволяет манипулировать собой).
Зачем тратить силы на поругаться, если за эти же силы можно жить по-хорошему.
Вы это можете, я ничуть не сомневаюсь.
Берегите своих детей, их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней никогда на них не срывайте.
не сердитесь на них всерьез, даже если они провинились.
Ничего нет дороже слез, что с ресничек родных скатились.