Роль педагога-психолога в подготовке победителей/призеров соревнований

Спорт обладает широкими воспитательными возможностями. Однако спортивная деятельность сама по себе довольно противоречива по своему воздействию на личность. Поэтому с первых дней занятий педагог дополнительного образования должен серьезное внимание уделять нравственному воспитанию, нейтрализации неблагоприятного влияния спорта на личностные качества, усиливать положительное воздействие спорта.

Воспитательная работа с юными спортсменами направлена на воспитание гармонично развитого человека, активной, целеустремленной и сознательной личности, обладающей духовным богатством и физическим совершенством.

В условиях спортивного клуба это взаимосвязано с формированием таких черт характера и взаимоотношений с товарищами, которые нацеливают спортсмена на спортивный образ жизни, многолетнюю тренировку и достижение наивысших спортивных результатов или на постоянный труд для улучшения своих умений и навыков, состояния здоровья.

Задачи психологической подготовки во многом схожи с задачами воспитательной работы. Как правило, она выделяется в основном в самостоятельный раздел подготовки  на этапе высшего спортивного мастерства, хотя психологическая подготовка начинается уже с  групп начального обучения.

Главная задача психологической подготовки – формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровней, определяющих рекордные достижения.

Основными методами психологической подготовки являются беседы педагога-психолога со спортсменами в индивидуальной и коллективной форме, использование разнообразных средств и приемов психолого-педагогического воздействия: убеждения, просвещение, тренинги, психологическая диагностика, коррекция психоэмоционального состояния.

В учебно-тренировочных группах основными задачами психологической подготовки являются развитие спортивно важных свойств характера и волевых качеств, необходимых для решения усложняющихся тренировочных задач, обучение приемам самоконтроля и умению управлять предстартовым состоянием на соревнованиях.

На протяжении 9 лет с обучающимися, педагогами, родителями спортивного клуба проводятся просветительские мероприятия, психологическая диагностика, коррекционные занятия, консультации для участников образовательного процесса.

С ребятами из учебно-тренировочной группы, направление плавание, тренера-педагога дополнительного образования Бойко А.В., постоянно проходят занятия с элементами тренинга для выработки навыков саморегуляции, умения контролировать свои мысли и состояние, определения личностных особенностей. Обучающиеся УТГ проходят обучение по программе «Искусство общения».

Программа направлена на процесс развития личности обучающегося.

Особенности программы:
– создает новую среду общения;
– создает условия для развития личности обучающегося;
– формирует мотивацию обучающегося к познанию и творчеству;
– развивает личность в коллективе и через коллектив.

В течение года с ребятами проводятся групповые занятия «Управление эмоциями», «Помни, что только эта жизнь имеет смысл», «Мыслью жизнь свою творите…» и др., а также индивидуальные консультации для юных спортсменов.

Перед каждым крупным соревнованием проходит анкетирование «Шкала отношения к предстоящим соревнованиям».  Мониторинг этого обследования показывает прямую зависимость уровня готовности к соревнованиям обучающихся, желания соревноваться, собственной самооценки и оценки готовности соперника с результатами, показанными ребятами на соревнованиях. Это наблюдение позволяет корректировать психологическое состояние еще до соревнований, что приводит к ситуации успеха юных спортсменов.

Например: Интерпретация полученных данных в ходе анкетирования «Отношение к предстоящим соревнованиям» обучающихся УТГ, отделение плавание, спортклуб, 12 чел., 18.02.2021 г.

Выяснилось следующее:

  1. Показатель уверенности в себя: высокая готовность к соревнованиям – 75%, у 25% – средний уровень.
  2. Показатель восприятия и оценки возможностей соперников: высокая оценка готовности соперников – 33%, средний уровень оценки – 58%, низкая оценка возможностей соперников – 9% (1 чел.).
  3. Показатель желания участвовать и значимость соревнования: высокая субъективная значимость соревнования и большое желание выступать – 42%, средний уровень – 42%, отсутствие желания соревноваться – 16% (2 чел.).
  4. Показатель самооценки спортсмена: высокая самооценка – 67%, средняя самооценка – 33%.

Таким образом, у ребят высокая готовность к соревнованиям, в большинстве своем уверены в себе. Недооценивают уровень подготовки соперников, да и огромного желания соревноваться не наблюдается, так как большой перерыв по объективным причинам снизил у ребят градус соревновательности.

Рекомендации: провести беседу о роли соперника в соревновании.

После возвращения с соревнований  23.02.2021 г. выяснилось, что  3 человека из 7, принявших участие в соревнованиях Первенства Федерального округа по плаванию, заняли призовые места и  стали призерами в нескольких видах плавания. С педагогом Бойко А.В., которая является членом творческой группы «Гармония», анализируем  результаты анкет и результаты соревнований, намечаем новые темы для занятий. Интерпретация данных  анкетирования подтвердилась результативностью на соревнованиях   ДФО.

С педагогами на заседаниях методического совета рассматриваем темы «Алгоритм проведения бесед с обучающимися о ценности жизни», «Как эффективно провести родительское собрание», отрабатываем «Упражнения на снятие напряженности и усталости» для профилактики профессионального выгорания, педагоги участвуют в ежегодном психолого-педагогическом семинаре, например «Манипулирование в педагогической деятельности. Способы преодоления манипуляций» в 2020 г., «Основные методы психолого-педагогической диагностики» в 2021 г.

Для родителей разрабатываю памятки «9 ошибок родителей обучающихся спортивного клуба», «Любящему родителю на заметку», «Что должны знать родители юного спортсмена» и др.  В этом году в рамках дистанционного обучения родителям отправлялись памятки дистанционно в рамках проведения родительских собраний.

Ежегодно на курсах повышения квалификации учителей физкультуры в ИПКПР провожу мастер-классы, беседы, занятия с педагогами по физической культуре, спорту и адаптивной физической культуре по теме «Психология в спорте. Из опыта работы».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

15 + 1 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Прокрутить вверх