Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
Вход/Регистрация

postheadericon Развитие творческих способностей у детей на занятиях в студии декоративно-прикладного творчества: (мастер-класс «Лепка из соленого теста») педагога дополнительного образования подросткового клуба «Алёнушка» при МАОУДОД «ЦДТ», Биробиджан: МАОУДОД «ЦДТ», 2013г.

   В настоящем сборнике изложен опыт работы педагога-организатора, педагога дополнительного образования подросткового клуба «Алёнушка» по развитию творческих способностей у детей  на занятиях в студии декоративно-прикладного творчества, через лепку из соленого теста.

   Материал сборника адресован педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям по технологии.

СОДЕРЖАНИЕ:

Слово о педагоге……………………………………………………………… стр. 4

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………стр. 5

Значение занятий лепкой для всестороннего развития обучающихся ………………стр. 5

Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста …………….стр. 8

История лепки из соленого теста………………………………………………стр. 8

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ «лепка из соленого теста»………………………..стр. 10

Слово о педагоге

КАЛИБОВЕЦ Ольга Николаевна работает в МОУДОД «ЦДТ» педагогом-организатором с 28.08.2008г., общий стаж работы 22 года, стаж работы в ЦДТ – 2 года 3 месяца. Совмещает работу педагога-организатора с работой педагога дополнительного образования по направлению «Декоративно-прикладное творчество».

В подростковом клубе «Алёнушка» Ольга Николаевна проводит занятия по декоративно – прикладному творчеству по направлениям: лепка из глины, мягкая игрушка, вышивка, рукоделие.

Ольга Николаевна постоянно интересуется достижениями, особенностями методической литературы, педагогической науки, совершенствуя свой стиль работы. В течение нескольких последних лет работает над темой самообразования «Индивидуальный подход и привитие интереса к занятиям декоративно – прикладного творчества».

КАЛИБОВЕЦ О.Н. уделяет внимание формированию культуры труда и культуры поведения, положительных взаимоотношений между детьми. Работает над организацией сотрудничества с учреждениями и организациями города с целью расширения воспитательного пространства.

В своей работе использует модифицированную программу «Обучение детей декоративно – прикладному творчеству» 1-4 года обучения. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в трех группах.

Так как программа рассчитана на 4 года обучения  детей в возрасте от 7 до 14 лет, то она имеет несколько направлений, которые позволяют детям  в более  широком плане познакомиться с прикладным творчеством и получить первоначальные навыки в разных направлениях декоративного творчества.

            С целью привития детям интереса к занятиям, педагог знакомит воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; учит владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в данном направлении; дает возможность детям самостоятельно подбирать рисунки, составлять композиции для будущих работ,  придумывать что-то новое, фантазировать, развивать свои творческие способности.

В своей работе Ольга Николаевна использует знания индивидуальных и возрастных психолого-педагогических особенностей усвоения учебного материала обучающихся. На занятиях с детьми умеет правильно использовать такие обучающие методы, как объяснение, рассказ, игровой, личностно – ориентированный, творческих мастерских. Всегда находит возможность оценить и  поощрить детей во время занятия.

За хорошую организацию работы подросткового клуба и проведение воспитательных мероприятий, добросовестное отношение к работе КАЛИБОВЕЦ Ольга Николаевна неоднократно отмечена благодарностями от администрации Центра детского творчества.

Заведующий студией декоративно-прикладного творчества

Кузина С.С.

Введение

            С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

            Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

            Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.

            Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.

            Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же,

как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

            Именно уроки лепки имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если на других занятиях ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

            Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Т.к. дети уже имели возможность работать с пластилином и глиной в детском саду, то осваивать приемы лепки из соленого теста им не сложно.

Значение занятий лепкой для всестороннего

развития обучающихся

            В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров – уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

            Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи и памяти.

Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях учреждений дополнительного образования детей. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы.

            Изготовление поделок – труд приятный, увлекательный, кропотливый. На важность использования природного материала указывал еще А.С.Макаренко. Он считал, что материалы: глина, бумага, дерево и т.д. Ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру.”

В игрушке-материале много хорошего реализма, в тоже время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии.

            Изготовление поделок требует от ребенка ловких и точных движений, и если вначале ребенок еще не может вылепить мелкие детали. То потом в результате математического труда. Рука приобретет уверенность и точность. Пальцы гибкость, а это очень важно и для подготовки к учебной деятельности.

            Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности руки и глаза, совершенствованию координации движений. В.А.Сухомлинский писал:”истоки способностей детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.

            Большое влияние оказывает лепка на умственное развитие ребенка, развитие его мышления. Приобретение новых знаний и умений способствует развитию творческих способностей детей.

Занимательность лепки игрушек из теста и желание найти им применение, способствует развитию внимания. Повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

            Поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов

            Благоприятный эмоциональный настрои во время урока. Радость общения в труде, удовольствие вылепить поделку и подарить близкому человеку. Сколько радости испытывает ребенок. Когда из простого кусочка теста появляется забавная русалочка, поросенок, птенчик! А положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия

            Труд по изготовлению игрушек из теста способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Ведь изготовление любого рельефа непросто, требует определенных волевых усилий. Когда ребенок самостоятельно встречается с трудностью, он пытается самостоятельно разрешить её. Под руководством взрослого ребенок пытается установить причины неудачи, преодолеть и постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

            Работа по лепке из соленого теста комплексно воздействует на развитие ребёнка и способствует развитию творчества обучающихся:

1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

5. Развивает творчество ребенка.

            Основной целью обучения лепкой из соленого теста является развитие творчества детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий обучающиеся приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

            Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка.

Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.

Составление лепных композиций из соленого теста интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей. Таким образом, лепка является средством формирования и развития творчества у обучающихся. Она развивает собственную активность, самоконтроль, любознательность, коммуникативность, оригинальность мышления, настойчивость, трудоспособность. А также развивает чувство ритма, цвета, формы, композиции, словом всё то, что необходимо творческому человеку. Лепка из соленого теста доступна дошкольникам – это способ детского самовыражения. Ребёнок выражает своё отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует. Система занятий по лепке обеспечивает систематическое обращение к эмоциональной сфере ребёнка – осознанию им собственных чувств.

Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста

            Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка. Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы и, конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать за тем, как с помощью рук ребенок может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, заключительная обработка изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность. 

История лепки из соленого теста

            Тесто — удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий. В отличие от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе соленое тесто не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время. Хотя следует отметить, что тесто — материал достаточно хрупкий при небрежном обращении.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

           Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.

           В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

           В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.

           В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста.

У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл.

           В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

           Когда главным символом рождества стала елка бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

           о время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

     Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

           Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

           На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, – символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -“хлебосол”. Возрождение этой старой народной традиции. 

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

2. Легко отмывается и не оставляет следов.

3. Безопасно при попадании в рот.

4. Не липнет к рукам при лепке.

5. Можно сушить на воздухе.

6. Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

7. Если покрыть лаком – сохранится на века.

            С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.

            Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. У тестопластики очень широкие возможности применения. Можно заниматься с детьми младшего возраста; тесто не липнет к рукам, пластично, безвредно. Если ребенок попробует поделку на вкус, как это обычно бывает, то резкий соленый вкус обычно отвращает его от дальнейших попыток делать это.Хорошая сохранность. Поделки будут храниться годами, не растрескаются, как необожженная глина. Правда, они боятся влаги, но для этого достаточно не устраивать выставки в ванной. И, наверное, самое главное то, что можно сымитировать поверхность любого предмета. Например, овощи, фрукты, ткань, даже кружево.  Затем поделки можно раскрасить под золото, перламутр, камень, придать ощущение шероховатости, блеска и т.д.          Занятия с любым пластичным материалом заключают в себе большие возможности развития творческих сил ребенка и воспитания бережного отношения к своему творчеству. Ведь это поделки из хлеба!

Практическая часть

ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА 

Что нужно для работы.

            Есть разные рецепты соленого теста. Например, в одном из них в тесто добавляется растительное масло. Однако изделия в этом случае оставляют жирные отпечатки. В некоторых рецептах предлагается добавлять в тесто виниловый клей. С тестом, приготовленным по такому рецепту, нужно быть очень осторожным, особенно если вы работаете с маленькими детьми. Ведь клей токсичен, а малыши любят все пробовать «на зуб». Наш рецепт состоит из 100% экологичных и поэтому безопасных материалов – воды, муки и соли.

МУКА

            Для соленого теста лучше всего подходят недорогие сорта муки, не подвергнутой специальной обработке и без добавок, эмульгаторов и разрыхлителей. Пшеничная мука лучше всего подходит для приготовления соленого теста. А в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, и в лепке оно более твердое. Различные сорта муки можно смешивать, например пшеничную и ржаную муку.

СОЛЬ

            Соль добавляют в тесто исключительно для защиты от мышей и вредных насекомых. Поэтому большого ее количества, в сущности, не требуется. Перебор соли может сделать тесто после сушки хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую, даже самую дешевую. Соль грубого помола легко размельчить в кофемолке.

            Сразу нужно отметить, что для работы с соленым тестом нужен определенный температурный режим в комнате. Оптимальной является температура воздуха 20°С. Если температура выше, тесто быстро пересыхает, его трудно обрабатывать и соединять детали.

Для теста:

· Мука – 2 части,

· соль «Экстра» – 2 части,

· вода (обязательно холодная) – 1 часть,

полиэтиленовый пакет для хранения теста,

Для работы с тестом вам понадобятся:

· баночка с водой для смачивания пальцев и кисточки,

· стеки,

· пластмассовый нож,

· доска для лепки,

· скалка для раскатывания теста,

· кисти,

· краски,

· зубочистки,

· чесночница (для оформления “причесок”)

маникюрные ножницы с закругленными концами.

            Еще может понадобиться множество других полезных вещиц, таких как трубочки для коктейля, фольга пищевая, прозрачные ячейки из-под таблеток, бисер, горошинки черного перца, колпачки от фломастеров и другое.

Советы:

            Не спешите приобретать все и сразу, для начала достаточно самого необходимого. Постепенно инструментов и различных приспособлений будет появляться все больше и больше. Самыми важными и главными инструментами будут ваши умелые руки!

            Эластичность теста и прочность изделий из него можно повысить, добавив при замешивании 1-2 чайные ложки сухого обойного клея, разведенного в небольшом количестве воды или перемешанного с мукой и солью до того, как добавить воду.

 Чтобы получить тесто, хорошо поддающееся обработке, используйте смесь пшеничной и ржаной муки. Тесто, приготовленное из одной ржаной муки, слишком твердое, и из него трудно лепить.

Соленое тесто, оставленное в открытом виде, на воздухе очень быстро сохнет, поэтому емкость с тестом держите закрытой. Остаток неиспользованного теста положите в холодильник, там его можно хранить день-два.

КАК ВЫСУШИТЬ ПОДЕЛКУ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

            Сушка — очень важный этап в изготовлении изделий из соленого теста. Представьте: вы задумали и сотворили из него нечто замечательное. И вдруг — в результате поспешного или неправильного обжига — изделие треснуло и все пошло насмарку! Вот действительно большое разочарование!

На открытом воздухе при комнатной температуре.

            Высушить поделку можно на открытом воздухе в сухом месте. Чем изделие толще, тем понадобится больше времени. Зато этот способ самый экономичный.

            Однако имейте в виду, что при воздушной сушке на поверхности изделия, которая контактирует со столом, образуются углубления.

            При воздушной сушке влага испаряется медленно, поэтому на высушивание каждого миллиметра толщины изделия требуется 1 день сушки.

            Летом для высушивания используйте солнечное тепло: готовое для просушки изделие положите на освещенное солнцем место.

Время сушки в духовом шкафу электроплиты.

Время сушки в духовом шкафу электроплиты на белом противне – 1 час на каждые 0,5 см толщины при температуре 75°С. Далее независимо от толщины:

· 1/2 часа при температуре 100°С

· 1/2 часа при температуре 125°С

· 1 час при температуре 150 °С

Подрумянивание — при 200°С строго под наблюдением!

Примечание. Противень черного цвета нагревается сильнее, и на всех этапах сушки температуру снижают на 25°С.

Время, которое понадобится для просушки поделок в духовке, рассчитать точно трудно. Все духовки немного отличаются друг от друга. Поэтому, чтобы было меньше огорчений от испорченной работы, сделайте несколько образцов, например, слепите лепешки разной толщины и просушите их в своей духовке, меняя температуру.

После того как фигурки из соленого теста высушите в духовке, охладите их. Пока изделия горячие, они очень хрупкие, поэтому обращайтесь с ними очень осторожно.

При сушке в духовом шкафу сначала включите только верхний огонь и просушите изделие на нем до тех пор, пока его поверхность не начнет подрумяниваться. После этого изделие уже не деформируется. Затем установите противень на среднем уровне духового шкафа. Если вы хотите придать изделию бежевый оттенок, используйте верхний огонь чуть дольше.

            Если на изделии появляется легкая выпуклость или изделие слегка вздувается, значит, температура в духовке слишком высокая, в этом случае на обратной стороне изделия могут образоваться трещины.

На отопительной батарее.

            Этим способом очень удобно пользоваться зимой, когда батареи центрального отопления хорошо нагреты. Поделку положите на фольгу или ткань и оставьте на батарее до полного просыхания.

Комбинированная сушка.

            Сначала изделие сушат на воздухе несколько дней, а затем досушивают в духовом шкафу. Такой способ особенно подходит для объемных изделий, например для венков.

Как определить, полностью ли высохли изделия.

            Постучите указательным пальцем по изделию. Если звук приглушенный, значит, внутри модель сыровата и ее нужно еще на некоторое время оставить в печи. Если же звук звонкий, значит, изделие высушено. Если вы уже взяли изделие с противня, положите его на кухонную варежку-прихватку и постучите по его внутренней стороне.

Советы:

 1. Чтобы поделки хорошо сохранились, после того как они будут просушены и раскрашены, покройте их прозрачным жидким лаком. Это надежно защитит их от влаги. Если не нравится зеркальный блеск, то используйте матовый лак.

2. ВНИМАНИЕ! Изделия из окрашенного теста, кроме тех, в которые был добавлен какао-порошок, следует просушивать при температуре не выше 125°С, иначе их цвет может измениться.

РАСКРАШИВАНИЕ И ЛАКИРОВАНИЕ
ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

Раскрашивание.

            Готовые изделия можно раскрасить полностью или частично. Прекрасно смотрятся изделия цвета натурального теста с минимальным использованием красок. Однако если вы хотите полностью раскрасить изделие, рекомендуется использовать акриловые краски. После высыхания они не пачкают рук и не размазываются.

            Для раскрашивания можно использовать также акварельные краски. Для этого акварель размешивают кисточкой очень густо с минимальным количеством воды и наносят на изделие так, чтобы краска не растекалась. Раскрашенные таким образом работы необходимо закрепить лаком.

            Гуашевые краски тоже могут быть использованы для раскрашивания. В этом случае в гуашь следует добавить немного клея ПВА.

            Но лучше всего использовать водоэмульсионную краску, добавляя в нее колер различных цветов.

            Чтобы окрасить готовое вымешанное соленое тесто из пшеничной муки, нужно по капельке добавить в него пищевые красители. Если изделие будет однотонным, краску можно добавить при замешивании теста, а если изделие должно быть разноцветным, то готовое, вымешенное тесто следует разделить на части по количеству цветов.

 Совет: Готовое, вымешенное тесто делят на столько частей, во сколько цветов его надо окрасить. Затем из этих частей лепят маленькие шарики, в середине которых делают углубления. Далее в эти углубления капают краску, после чего тесто тщательно разминают до тех пор, пока оно не будет равномерно окрашено его надо окрасить. Затем из этих частей лепят маленькие шарики, в середине которых делают углубления. Далее в эти углубления капают краску, после чего тесто тщательно разминают до тех пор, пока оно не будет равномерно окрашено.

           Рассчитать необходимое количество краски вам помогут вот эти образцы справа. Под каждым из них написано, сколько капель краски на 100 г теста было взято, чтобы получить эти оттенки.

Лакирование.

            Для того чтобы краски не выгорали или случайно попавшие на поверхность изделия капли воды не испортили работу, фигурки лакируют. Лакирование используют при необходимости и по желанию автора.

            Применяют как жидкий, так и густой лак. Жидкие лаки плохо защищают изделия из соленого теста, поскольку они проникают внутрь, и поэтому изделие приходится лакировать много раз. И все же используйте именно жидкий лак, если хотите, чтобы изделие выглядело более румяным и менее блестящим. Если состав жидкий, изделие необходимо покрывать лаком и высушивать несколько раз.

            Густые прозрачные лаки, напротив, надежно защищают изделие от влаги, и ими тщательно покрывают модели со всех сторон. Если вам не по вкусу зеркальный блеск, используйте матовый прозрачный лак. Если состав густой, изделие достаточно покрыть лаком один-два раза.

4,286 просмотров всего, 3 просмотров сегодня