При проведении профилактической работы целесообразно учитывать три основных принципа:
- Принцип устрашения:
- Объективное информирование о последствиях употребления наркотических средств.
- Определение разумной меры, основанной на принципе необходимости и достаточности.
- Принцип обращения к здравому смыслу:
- Формирование моды на здоровый стиль жизни (использование кумиров молодежи).
- Разработка профилактических областей, альтернативных наркотизации.
- Повышение уровня клубной культуры подростков (формирование не агрессивно настроенных групп подростков «борцов с наркоманами», а подростков, любящих «чистую жизнь без наркотиков»).
- Объединение усилий различных социальных групп и организаций.
- Повышение родительской компетентности в области наркозависимости (формирование групп родителей-волонтеров).
- Принцип каузальности:
- Работа с первопричиной, а не со следствием.
- Приоритетное направление ведения профилактики – психологическая служба образовательного учреждения.
Успешно влияют на снижение активности употребления наркотиков антинаркотические программы (проекты). Они призваны способствовать формированию и осознанию мотивации обучающихся к активному участию в них.
Программа состоит из нескольких взаимосвязанных блоков.
Первый блок реализации программы — организационный. Он связан с введением, подготовкой и обучением специалиста по профилактике наркомании в каждом образовательном учреждении. Учеба проходит с привлечением специалистов наркоконтроля, здравоохранения, УВД, представителей религии.
Решением антинаркотических комиссий в ряде субъектов Российской Федерации в образовательных учреждениях созданы Советы профилактики образовательных учреждений можно куда входят также сотрудники территориальных органов наркоконтроля. Одна из задач Советов организовать проведение ежегодного анкетирования среди обучающихся и студентов образовательных учреждений по вопросам их отношения к употреблению наркотических средств и психотропных веществ.
Силами членов Совета профилактики проводится комплексное обследование как подростка, состоящего на учете в органах внутренних дел, так и его семьи. Специалисты Совета профилактики заполняют специально разработанные диагностические карты. Психолог представляет данные о характерологических особенностях личности подростка, его интеллектуальном развитии, социометрическом статусе в группе. Социальный педагог дает общую характеристику семьи и стиля семейного воспитания подростка. Медработник отражает общее состояние здоровья и перенесенные заболевания. Классный руководитель, мастер производственного обучения характеризует подростка с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, положения в коллективе, поведения в группе, особенностей интересов и склонностей.
Полученная информация анализируется, составляется медикопсихолого-педагогическая характеристика на подростка и его семью. По результатам анализа часть подростков может направляться на консультацию к медицинским специалистам, а из части обследуемых создаются коррекционные группы. В них отбирают подростков с еще не сложившимися аморальными установками, деформированными потребностями и влечениями.
Второй блок (этап) программы связан с профилактической работой с родителями и подростками. Разрабатывается комплекс мероприятий по предупреждению алкоголизма и наркомании.
Для коррекционных групп можно применять метод «шоковой терапии» (посещение воспитательно-трудовой колонии или показ фильма по данной проблеме). После «шоковой терапии» без нравоучений помочь подростку разобраться в ситуации, сложившейся у него. Затем спланировать встречу подростка с православным священником, психологом.
В основе такой психотерапии лежит метод убеждения. Основные вопросы, на которые можно попросить ответить подростка:
- каким подросток себя считает;
- каким он хочет быть в оценке окружающих;
- каким его считают другие;
- каков он на самом деле;
- какой ущерб приносит ему неправильное поведение.
В результате у подростка формируются адекватная самооценка, уровень притязаний и отношение к себе.
Следующая ступень второго блока программы связана с проведением практической работы в группе. С подростками проводится социально-психологический тренинг. Для этого следует подбирать группу таким образом, чтобы из 11 подростков шесть соответствовали социальной норме, а пять – состояли на учете в органах внутренних дел. Группа комплектуется таким образом, чтобы в ней оказались 3 лидера: двое с просоциальными ценностями ориентации, а один – деформированными. На этом этапе возможно приглашение участников волонтерского движения, которое должно быть в каждом образовательном учреждении. Участниками его являются обучающиеся, оказывающие активную помощь в профилактической антинаркотической работе (продумать стимулирующие механизмы для данного вида общественной деятельности). Кроме решения основных задач, тренер на данном этапе должен спровоцировать столкновение мнений лидеров, цель которого – изменение ценностных ориентиров из «трудных» подростков в сторону социально одобряемых ценностей. Тренинг следует проводить в течение 6 дней по 2-3 часа.
Основными направлениями как профилактической, так и реабилитационной работы с зависимостями являются стратегии, направленные на развитие, «выращивание», укрепление структур здоровой личности. Для обучающихся создают благоприятные условия, способствующие максимально возможному развитию здоровой личности, способной управлять собой, объективно оценивать свои поступки, верящей в свои силы.
В учебном заведении необходимо грамотно вести пропаганду здорового образа жизни и реализовать различные программы укрепления здоровья, поощряя развитие здоровых привычек (занятия спортом, активный творческий досуг, здоровый режим труда и питания). Это может служить альтернативой употреблению психоактивных веществ. Важным становится организация внеурочной жизни подростков, дающей яркие переживания успеха, самоэффективности и предоставляющей возможности для реализации собственных планов. Возможности учебного заведения здесь достаточно велики. Это могут быть клубы, мастерские, студии, тренажерный или спортивный зал. Использование интернет-сайта учебного заведения в наркопрофилактической деятельности позволит оперативно получить необходимую информацию, снять тревогу и психологические барьеры.
В учебном заведении необходимо использовать разные типы антинаркотических профилактических мероприятий, среди которых:
Распространение информации об опасности и последствиях употребления наркотиков среди сверстников (совместно с местными наркологическими учреждениями, чтобы получить от них эту информацию). Составляются информационные листки и распространяются в учебном заведении. - Составляются списки антинаркотических и антиалкогольных лечебных программ, работающих в городе (области) с указанием возможных контактов.
- Проводятся соответствующие тренинги, которые подготовят к консультационной работе среди сверстников. Методика оказания помощи молодым людям с их проблемами.
4) Организуются молодежные мероприятия (акции), демонстрирующие, что жизнь без наркотиков – это здорово (аукционы здоровья, вечера вопросов и ответов, дискуссии, ролевые игры, конкурсы сочинений, агитбригад).
Третий блок программы связан с проведением семейной психотерапии. Здесь необходимо: - Выявить характер внутрисемейных отношений.
- Определить тип неправильного воспитания.
- Установить причинно-следственную связь между психологическим климатом в семье, характерологическими особенностями подростка и нарушениями его поведения.
Встреча с подростком и его родителями проходит отдельно. Для каждой из сторон нужно выдавать только ту информацию, которая могла бы стать основой для примирения или сближения позиций сторон. Далее осуществляется групповое обсуждение внутрисемейных проблем с последующим консультированием.
Совместно с родителями выявляются интересы и склонности подростков-правонарушителей с последующим определением их в спортивные секции, кружки по интересам, клубы по месту жительства.
Последний, четвертый этап программы – реабилитационный. Он связан с оказанием психолого-педагогической поддержки как родителям, так и самим подросткам. Не реже одного раза в месяц желательно собирать «круглые столы» с привлечением психологов, где будут разбираться наиболее сложные проблемные ситуации.
Успешному осуществлению реабилитационной работы с семьей и подростком способствует установление тесной связи образовательного учреждения и специалистов, оказывающих постоянную психологическую и консультационную поддержку по практическим вопросам.